Как измерить товарный каталог?

Как измерить товарный каталог?

Ответ на этот вопрос кажется очевидным - количеством товаров. Да, но нет. Почему? Рассказываем на конкретных примерах.

Вероятно, вы привыкли слышать о количестве товаров. Однако на самом деле эта метрика вовсе не даёт чёткого представления о размере каталога. Мы провели исследование на эту тему, и его результаты многое прояснили. Сейчас всё расскажем. Поехали! 🚀

Сбор данных для анализа каталогов

Чтобы изучать типологию каталогов товаров, нужны данные. К счастью, нам удалось собрать множество каталогов клиентов и подробную информацию о количестве продуктов, семейств, атрибутов, регионов локализации и каналов в них. В общей сложности набралось 106 каталогов для анализа — они взяты как из версии Community, так и из Enterprise.

Пара слов о каталогах в нашей выборке

Приведём некоторые показатели, которые характеризуют рассмотренные нами 106 каталогов товаров. Если говорить о соотношении между пользователями версий Community и Enterprise, то большая часть приходится на Community. Самый большой сегмент — товары категории «Дом и сад». Представлены как производители, так и ритейлеры.

Метрики размера каталога

Чтобы понять, какой параметр лучше всего отражает объём вашего каталога, нужно рассмотреть разные варианты. Мы выбрали следующие:

●      Общее количество товаров. Вариант, которым пользуются все кому не лень, особенно при оценке производительности. «У вас PIM тянет 1 284 874 продукта?» Признайтесь, вы хоть раз в жизни слышали или говорили что-то подобное. Отдельно взятый товар может выглядеть так:

●      Общее количество атрибутов. Короткое пояснение для тех, кто не знаком с нашей системой PIM: атрибутами называются поля, в которых хранятся базовые элементы информации о продукте. В нашем примере атрибутов семь: описание, коллекция, бренд, материал, уход, плюс наименование товара и его изображение.

●      Общее количество семейств. В системе Akeneo PIM семейство представляет собой шаблон для каталогизации продуктов. Семейство задаёт набор атрибутов, которые наилучшим образом описывают ваш продукт. Скажем, семь атрибутов из примера с паркой выше соответствуют семейству «Одежда». Для каждой категории товаров, которая требует иного набора атрибутов, понадобится отдельное семейство.

Два разных семейства

●      Количество каналов. Каналы имеют огромное значение в Akeneo PIM. Каждый из них соответствует одной платформе, где вы распространяете информацию из системы PIM для продажи товара. Как видно из продолжения примера с паркой ниже, значения одного и того же атрибута могут варьироваться в зависимости от канала.

Информация о товаре зависит от канала

●      Число регионов локализации. Каждому региону соответствуют данные о продукте в системе PIM, переведённые на некоторый язык. Так будет выглядеть пример с паркой в случае с двумя регионами:

Регионы локализации нужны для хранения информации о товаре на разных языках

Результаты

Итак, мы имеем 106 каталогов товаров и 5 метрик размера каталога. Мы провели все необходимые расчёты, и интересные результаты не заставили себя ждать.

Несколько диаграмм

Начнём с первого параметра — количества товаров.

На диаграмме ниже каждая голубая отметка соответствует одному из клиентов в нашей выборке. Чем правее расположена отметка, тем больше товаров в каталоге.

Как видно, в самом объёмном по числу продуктов каталоге их более 3 млн. Однако 80% попавших в выборку каталогов наших клиентов содержат менее 150 тыс. товаров.

Если рассмотреть другие параметры, картина в точности та же. Все диаграммы одинаковые. Какой параметр ни возьми, оказывается, что значение для как минимум одного из каталогов наших клиентов резко выделяется.

Скажем, в случае с количеством атрибутов подавляющее большинство каталогов в выборке снова тяготеют к левой части диаграммы: в 80% случаев число атрибутов не превышает 500, однако у одного из наших клиентов эта величина — порядка 13 тыс. Нехилый разброс, правда?

Что касается семейств, видно, что большинство клиентов обходятся сравнительно небольшим количеством. В 80% случаев для покрытия каталога потребовалось менее 125 семейств. Но, как и в случае с другими параметрами, нашлись клиенты, которым нужно в 10 раз больше.

То же самое и с каналами: 80% клиентов пользуются 1–3 каналами, но в отдельных случаях этот показатель может достигать поразительных 47.

Если говорить о регионах локализации, то у 80% клиентов их пять или меньше, но бывает и по 40.

Какие выводы можно сделать из этих диаграмм?

Они говорят о том, что, независимо от выбора метрики, всегда будет 80% клиентов, у которых соответствующий показатель сравнительно невысок. Но среди оставшихся 20% будут попадаться экстремальные значения, которые запросто могут на порядок превосходить потолок основной массы каталогов.

Иными словами, в Akeneo мы имеем дело с каталогами очень разных объёмов, если измерять по перечисленным выше параметрам.

Хорошо, тогда напрашивается вопрос: «А клиенту, у которого больше всего продуктов, всегда будет нужно больше всего атрибутов и (или) семейств?»

Можно ли сказать, что чем больше в каталоге товаров, тем больше нужно атрибутов? А чем больше атрибутов, тем больше семейств?

Иными словами, есть ли какая-то связь между теми параметрами, которые мы разбирали выше? Можем ли мы сформулировать типологию каталогов товаров?

Попытка сформулировать типологию каталогов товаров

Задача состояла в том, чтобы обнаружить корреляции между параметрами, например между количеством товаров и семейств или между количеством товаров и атрибутов.

Результат оказался довольно занятным: значимых корреляций между параметрами нет, какую комбинацию ни возьми.

Проиллюстрируем это утверждение примером.

На графике ниже показано соотношение количества товаров и атрибутов в разных каталогах клиентов.

По-видимому, количество товаров не коррелирует с числом атрибутов. Скажем, у одного из клиентов более 1,4 млн товаров и почти 13 тыс. атрибутов, и можно было бы подумать, что эти две величины связаны. Но достаточно взглянуть на другого клиента: у него лишь в два раза меньше товаров, зато атрибутов всего 169. Так что никакой корреляции нет. Этот факт подтверждается продвинутыми статистическими методами, которые мы не будем упоминать, чтобы вы могли благополучно дочитать эту статью. 😉

Если увеличить предыдущий график и изучить разброс точек, собранных в левом нижнем углу, тоже не просматривается никакой связи.

Видно, что нет зависимости между двумя величинами: точки как будто произвольным образом разбросаны по графику. Полный хаос, правда?

В общем, основное открытие состоит в том, что, по всей видимости, нельзя определить типологию каталога товаров.

Ваш каталог товаров совершенно уникален. То же самое можно сказать о его типологии и объёме.

Если у вас в каталоге 5 млн товаров, это ещё не делает его самым огромным. Каталог другого клиента может оказаться крупнее даже с 1 млн товаров, особенно если там 10 тыс. атрибутов, а вам оказалось достаточно 200 штук.

Недостаточно назвать число товаров. Используя такой примитивный подход, вы упускаете все остальные параметры, которые существенно влияют на объём вашего каталога.

Представляем новую метрику

Проводя описанный анализ, мы поняли, что довольно давно существует простое понятие, которое вбирает в себя все вышеназванные параметры.

Речь идёт о количестве характеристик всех товаров каталога.

Что такое характеристика товара?

Ваша система PIM — это хранилище, контейнер, так? А чем вы его наполняете? Информацией о товарах. Всё просто. Характеристика товара — это и есть «информация о продукте», это всё те же «I» и «P» в вашей PIM-системе. 🙂

Рассмотрим простой пример. На скриншоте Akeneo PIM видно ряд характеристик товара. Они представляют собой значения полей «Наименование», «Изображение», «Бренд», «Коллекция» и «Описание» — всего пять характеристик.

Обратите внимание, что «Описание» в этом примере зависит от региона и канала — на каждый из них существует отдельная характеристика. То есть на самом деле здесь не пять характеристик товара, а больше, поскольку в «Описании» хранится не одна характеристика, а n × m характеристик, где n — число каналов, а m — число активных регионов.

Понимая этот принцип, можно без труда оценить примерное количество характеристик товаров, которые хранятся в вашей системе PIM. Чтобы лишний раз напомнить вам, какие мы в Akeneo добрые ребята, прилагаем «волшебную» формулу для расчёта:

Чтобы оценить размер всего каталога, нужно выполнить такой расчёт для каждого вашего продукта.

Возьмём для примера вымышленный каталог:

300 тыс. товаров;

500 атрибутов, причём на одно семейство приходится в среднем 100;

3 канала и в среднем 13 атрибутов на семейство, значения которых варьируются в зависимости от канала;

5 активных регионов и в среднем 25 атрибутов на семейство, которые подвержены локализации;

в среднем 13 атрибутов на семейство, которые и локализуются, и зависят от канала;

в среднем 49 атрибутов на семейство, которые не локализуются и не зависят от канала.

Произведём расчёты, и вот пожалуйста:

(49 + 5 × 25 + 3 × 13 + 5 × 3 × 13) × 300 000 = 122 400 000 характеристик товаров

То есть теоретически более 122 млн значений, которые должны храниться в вашей системе PIM. «Теоретически», потому что информация о товарах может оказаться неполной. 😉

Как видите, формула содержит все сущности, о которых мы говорили ранее: товары, атрибуты, семейства, каналы и регионы. Конечно, это тоже упрощение, потому что мы не учитываем такие параметры, как категории, ассоциации и модели продуктов, которые могут иметь большое значение. Но это уже первый шаг к более точной оценке объёма вашего каталога.

Время подвести итоги

Надеемся, теперь у вас есть чёткое представление о том, как измерить размер каталога товаров. Он не сводится к количеству продуктов. Всё куда сложнее: нужно учитывать целый ряд параметров.

В этой статье вводится метрика — количество характеристик товаров— которая позволяет корректно измерить объём вашего каталога. Если вдуматься, это довольно логичная и понятная величина.

Вы приобретаете систему PIM ради централизованного хранения информации о товарах. Каждый элементарный компонент такой информации в PIM может помочь вам уменьшить срок вывода продукта на рынок. Иными словами, каждая характеристика товара ценна и повышает рентабельность PIM. Чем крупнее ваш каталог, тем больше в нём характеристик товаров и тем выше может быть отдача от вложений в PIM. 🙂

Оригинал статьи на английском

АВТОР: Нольвенн Пуариер, ответственная за разработку продукта в Akeneo; улучшение восприятия разработчика в сообществе Akeneo

ПЕРЕВОД: Николай Посунько

РЕДАКТОР: Маша Лукина

Great! Next, complete checkout for full access to TagesJump
Welcome back! You've successfully signed in
Вы подписались на блог TagesJump
Ваш аккаунт полностью активирован, теперь у вас есть доступ ко всему контенту
Ваша платежная информация была обновлена
Ваша платежная информация не была обновлена